Феномен Нины Дашевской

Рассказы и повести Нины Дашевской — это почти всегда вариации на тему музыки и тех, кто её слушает, любит, делает. Этому не прпиходится удивляться: писательница закончила сначала музыкальную школу, потом музучилище, консерваторию, играет на скрипке в оркестре  Театра Наталии Сац. Писать книги начала, по собственному признанию, пребывая в глубоком декрете — в отпуске по уходу за двумя детьми. Вообще прекрасное выражение: в глубоком декрете. Почти в глубокой ночи или даже в глубокой теснине Дарьяла.  И первая сказка была про паровоз, который мечтал играть на скрипке.

Ещё одна особенность произведений Н.  Дашевской — они мирные. Иногда я воображаю картину, как родители, да и бабушки с дедушками взывают в библиотеках:
— Дайте нам спокойные книжки! Про детей,которые не занимаются преступной деятельностью, не становятся объектами сексуального насилия и сами никого не насилуют, не избивают друг друга, не воруют, не матерятся, не издеваются над животными, не пьянствуют и не употребляют наркотики, детей, которые чем-то увлечены… у которых, наконец, порядочные и любящие родители, порядочные и любящие бабушки с дедушками, нормальное человеческое окружение. Пусть это идеалистично, пусть наивно, но неужели о порядочных людях нельзя написать что-то увлекательное?
И сияющие сотрудницы библиотеки без дальнейших рассуждений указывают путь к стендам с книгами Дашевской…

Я росла на другой литературе. Мой старший школьный возраст пришёлся на девяностые. Тогда было модно чтение проблемное, жёсткое,  с крутыми сюжетными поворотами. Ранящее. Жалящее. Помню, какой громадной популярностью пользовались, например, «Круг» и «Лабиринт» Лии Симоновой  — а ведь они создавались по мотивами реальных уголовных дел. У Дашевской сцен насилия практически нет… когда Игнат в повести «Я не тормоз» ударил младшего брата, это было как пушечный выстрел над ухом.  Вдохнуть успела, а выдохнуть забыла. Нет, у этих благополучных мальчиков и (значимо реже) девочек со скрипками, виолончелями и гитарами в футлярах тоже всё непросто.

Заглавный рассказ из сборника «Второй», где юный пианист понимает, что его призвание — быть вторым в дуэте, не первым, не солировать, а сопровождать.
«День числа π«, Соня с талантом к психологической поддержке, которую не оценят ни несуразный вундеркинд Лёва-Моцарт, ни индивидуалист Кирилл по кличке Паразауролоф… Ну, у нас есть девочки, они животных спасают, одна вообще волонтёром ходит в приют, с собаками гулять. А Т. выгуливает Моцарта. Чтобы ему не так одиноко было. И правильно: надо помогать убогим, ушибленным головой. Мальчики занимаются собой, девочки — помогают.
Подросток N, представляющий, как влюбится и пригласит девушку в своё любимое место в городе: под мост. А девушка наморщит носик и промолвит: «И это всё? А Паша водил меня в «Шоколадницу»…» А он тогда скажет: «Ну и вали к своему Паше». Девушки ещё нет, но всё спланировано.
«Я не тормоз», Игнат, понимающий, что с СДВГ нет смысла бороться, остаётся только учиться с ним жить.

Мирность так обманчива…

https://fem-books.livejournal.com/1703915.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading…

Leave a comment

Ваш e-mail не будет опубликован.