«Великолепная пятерка»: Недооцененные российские рок-группы и музыканты

Давненько я не писал посты в рубрике «Великолепная пятерка». Тем, кто читает мой журнал более-менее регулярно, могло показаться, что следом за «календарем» я похоронил и эту рубрику. Но нет, пришло самое время её возродить. Тему для очередного выпуска мне подкинул один из музыкальных влогеров на Ю-тубе, выложивший на своём канале видео о самых недооцененных с его точки зрения российских рок-группах. С моей точки зрения, все упомянутые в этом видео группы, так или иначе, были на слуху в определенный период музыкальной истории, и я желал увидеть и услышать совсем о других коллективах. После просмотра данного видео, я и решил сделать свою собственную подборку на эту тему.

Конечно же, когда речь идет о «недооцененных группах», первым делом надо определиться, с чего всё началось. Автор того самого видео, у которого я позаимствовал идею обозначил, что недооцененная группа должна быть хорошей, но не удостоенной достаточного внимания со стороны слушателя. Главным «критерием» в этом видео была «финансовая составляющая», то есть размер гонораров и посещаемость концертов. Я несколько подкорректирую и уточню критерии. Во-первых, понятие «хорошая группа» очень размыто, понятие о хорошем и плохом у всех разные. Я бы скорее сказал, что это группы с высоким художественным уровнем и интересным творческим содержанием, которые уже чего-то добились в музыкальной нише и имеют ограниченный круг слушателей. Некоторые музыканты, о которых пойдет речь в статье, к коммерческой успешности не стремятся. Но то, что человек не жаждет всемирной славы и высоких гонораров. к высоким гонорарам, вовсе не значит, что на его творчество не стоит обращать внимание.

Напомню, что в своей рубрике «Великолепная пятерка» я не составляю ТОПЫ. Мои статьи в этой рубрике преследуют цель обратить внимание читателей на те или иные явления культурной жизни. Вместо слово «недооцененный» в заголовок можно было бы поставить «малоизвестные» или «недостаточно известные», хотя критерии «известности» ещё более размыты, так что суть от этого не изменится.

Теперь, наконец, перейдем непосредственно к группам и краткому обсуждению их творчества

1. Оргия Праведников (арт-рок, Москва)

Кто-нибудь из хорошо разбирающихся в музыке читателей обязательно скажет мне, что я начал подборку с достаточно известной группы. Ведь «Оргия праведников» — это тот коллектив, который имеет фанатскую базу и собирает концерты в Москве. Но именно поэтому я и говорю не о «известности», а о «недооцененности». То, что творчество Сергея Калугина и его команды в масштабах русскоязычной рок-сцены недооценено, сложно отрицать.

Ярким примером тому может служить их появление на последнем в истории фестивале живой музыки «Воздух», что на протяжении нескольких лет проходил в моём родном городе Петрозаводске. Я не случайно написал «появление», а не выступление, потому что выступлением это назвать сложно. «Воздух», называясь фестивалем «живой музыки», а не «рок-фестивалем», периодически подчеркивал свою многожанровость, но при этом и в общественном сознании, и по факту своего происхождения, и формату являлся дочкой «Нашествия» и воспринимался в контексте рок-музыки. Так вот, на фестивале 2015 года в числе участников главной сцены значилась российско-белорусская группа «IOWA», которую, даже признавая условность границ между жанрами, сложно притянуть к «року» в отличик от «Оргии Праведников», играющей добротную и вполне традиционную, но своеобразную рок-музыку, с глубоким содержанием и качественными текстами. «Оргия» значилась в программе после «Айовы» и удостоилась выступать лишь на альтернативной сцене, второй «по значимости». Сравнивать эти коллективы, естественно, глупо. Они совершенно из разных музыкальных кластеров. Тем не менее, их выход на сцену «друг за другом» на одном фестивале наводит на определенные мысли. Айова в ходит в число самых популярных групп нашей страны. На их счету не мало «всенародных хитов». Разговор о них низком художественном уровне может показаться кому-то «вкусовщиной», но скепсис по поводу творчества этого со стороны меломанов и музыковедов вполне закономерен и справедлив. И рядом с «Оргией» пропасть «между двумя берегами русской музыкальной культуры» показалось просто огромной. Но трагизм ситуации в том, что при разительном несоответствии «творческого уровня» и «содержательного наполнения» творчества, Катя Иванчикова скакала на сцене в индейской шапочке без малого полтора часа, а Сережа Калугин со своим коллективом вышел и спел всего четыре песни. Именно по этой причине назвать их сэт полноценным выступлением сложно. Было не просто мало, а катастрофически мало. Лично у меня, как у зрителя фестиваля, было ощущение, будто лучик здравого смысла на секунду появился и вновь скрылся за тучами бреда. Это ли не показатель недооцененности? За странным на первый взгляд названием, которое может у кого-то породить сомнение о «формате» данной группы скрывается целая вселенная смыслов, целый творческий ураган. Музыка группы с теоретической точки зрения проста, можно даже сказать, незамысловата, но огромную роль в ней играют качественные и сильные тексты песен, подача и аранжировки, обрамляющие простую музыкальную начинку. В результате зритель получает мощные песни, соответствующие всем параметрам рок-хита, но хитами в масштабе всей российской рок-сцены так и не ставшие.

Оргия Праведников — Путь во льдах

2. Леона (бард-рок, сибирский андеграунд, Омск)

Услышав словосочетание «сибирский андеграунд», у многих меломанов всплывает в голове одна единственная фамилия — Егор Летов. Об этом человеке я уже писал. Он никогда не стремился к славе и популярности, делая своё дело так, как он считает нужным и для тех, кому это нужно. Однако и при жизни, и особенно после смерти он стал не просто Легендой, а флагманом «неформатной музыки», иконой и символом целого поколения и пласта музыкальной культуры. Один мой друг, подобрал очень меткую фразу для характеристики современного восприятия Летова, сказав, что он «посмертно стал попсой».

Имена других представителей сибирской сцены, его коллег по цеху, за исключением, пожалуй, Янки Дягилевой, куда менее известны за пределами круга интересующихся этой музыкой и всплывают лишь в связи с именем Летова. Может показаться, что вся эта тусовка уже стала достоянием истории, несмотря на то, что некоторые соратники Летова продолжают выступать.

На родине лидера группы «Гроб» в Омске живет и творит девушка по имени Леона. В своём творчестве она неоднократно подчеркивала приверженность традициям сибирского панка. В одной из своих ранних песен она провозгласила «Я — последний сибирский рок», а в композиции «Жизнь что сказка» есть строки: «Я иду по следам недопетого, по протоптанной тропочке Летова». И не случайно я начал разговор о Леоне с упоминания образа её главного лидера. Леона — продолжательница традиций сибирского панка не только в строчках её песен, но и в творческих принципах. Она — независимый артист, получивший признание в определенных кругах и не стремящийся к большему. Она сама записывает песни, принципиально не собирая группу, выкладывает записи и тексты песен с авторскими аккордами в открытый доступ, но круг её слушателей по всей стране достаточно узок. Активно давая концерты за пределами родного Омска и сибирского региона, в том числе и в Москве, она вступает в основном на квартирниках и в небольших клубах. При этом талант этой девушки не может оставить равнодушным человека, которому близок российский поэтический рок. По «внешним признакам» её творчество напоминает бард-рок, это песни под гитару с хорошими текстами, но содержание творчества и посыл вскрывают «исконный панковский дух», в лучших летовских традициях. Иногда исполнительница стремится разбавить «одиночество гитары», пичкая свои песни обилием электроники. Но, честно говоря, это у неё не очень хорошо получается, и просто под гитару она звучит куда лучше. Одно из главных её достоинств – это, конечно, тексты. С моей точки зрения Леона — одна из сильнейших современных российских поэтесс. Меня поражает, насколько остро девушка чувствует окружающую её действительность и насколько талантливо, ярко и метко она может подобрать слова, чтобы выразить свои мысли и чувства в поэтических строках. «Обещали — не дали, обманули, предали. Речи о доверии нет в конце эпох», «Меня слизали языком системы», «А прав один единственный мудрец, что пьяным спит на лавочке соседней» и многие другие фразы из её песен достойны того, чтобы стать крылатыми и уйти в народ. К поэтическому таланту, сочетанию критицизма и образности добавляется её и сильный, узнаваемый и интересный вокал. Леону можно назвать не только в числе талантливых поэтесс, но и талантливых певиц. Это тот случай, когда и содержание творчества и исполнении удачно дополняют друг друга.

Леона  — Такая йога

3. Юлия Теуникова и «Композит» ( авант-рок, Москва)

На современной «некоммерческой сцене» удачное сочетание вокального и поэтического таланта не такая уж и редкость. К числу таких музыкантов относится и Юлия Теуникова, которую я в своё время включил в ТОП лучших вокалисток страны. Рассказ об этой певице и поэтессе мне хочется опять начать издалека. Некоторое время назад экс-солистка группы «Ленинград» Юлия Коган выпустила альбом «Жесткая лирика», на котором среди прочих была песня «Хапуги-Буги», которая исполнялась от имени депутата и в ироничной манере описывала жизнь «сильных мира сего». Об основном посыле песни можно догадаться из её названия. Когда я слушал эту композицию, у меня возникло дежавю, конечно же, я сразу вспомнил о другой Юле — о Юле Теуниковой и её гениальнейшем произведении «Песенка сумасшедшего менеджера». Я вовсе не хочу обвинить Коган в плагиате, тем более что в песне Теуниковой другой герой, и по смыслу и по содержанию композиции отличаются, но всё же некоторые мотивы и принципы их воплощения во многом похожи. И надо ли говорить, что у меня, знающего наизусть песню Теуниковой, возникло ощущение вторичности при прослушивании «Хапуги Буги». Песня куда более поверхностная и даже банальная, при том, что Теуникова в песне менеджера в целом ряде мест попала «не в бровь, а в глаз», написав эпохальную песню. Очевидно, что Теуникова и Коган — из разных музыкальных миров и по разному чувствуют злободневные темы. При этом имя первой куда менее на слуху, хотя в среде любителей андеграундной музыки она достаточно известна, и её можно назвать одной из лидеров современной сцены отечественного «некоммерческого рока». Про таких, как Теуникова, можно сказать «широко известна в узких кругах». Её концерты преимущественно носят камерный характер, а альбомы выходят раз в пять лет. Именно столько ушло на подготовку релиза «Russian сказки», многие песни из которого уже были известны знатокам её творчества. «Социальная критика», в разных видах представленная на альбоме Russian сказки — лишь одна из «формаций» в поэтическом творчестве Теуниковой наряду с глубокой философской христианской лирикой. Но в «социально-критическом» направлении исполнительница, не побоюсь этого слова, гениальна. Упомянутый альбом наполнен объемными и очень меткими и разноплановыми образами, Юлия примеряет на себя разные маски и представляется то в образе «бомжихи», то в амплуа «гламурной дурочки», как в песне «Купи мне, мама, интернет», которая по содержанию и меткости не менее гениальна чем «Менеджер». И каждый персонаж она отыгрывает, меняя вокальные манеры и в меру возможности демонстрируя свой голосище. Слушая Теуникову, периодически ловишь себя на мысли, что её песни должен услышать каждый.

Юлия Теуникова — Песенка сумасшедшего мендежера

4. Septem Voices (симфоник-металл, Уфа)

Симфоник-металл — жанр, который у меломанов ассоциируется с западной музыкой, со скандинавской и нидерландской металлической сценой. Русский рок в сознании многих закономерно воспринимается как обособленное явление, и «русский симфоник металл» остается несколько в тени музыкального мейнстрима, и любителям рока может показаться чем-то странным и не очень органичным. Между тем, симфоник на русском языке звучит отлично, что и доказала своим творчеством уфимская группа «Septem Voices». Назвать солистку группы Евгению русской Тарьей, конечно, будет преувеличением, но в целом группа как творческая единица смотрится более чем достойно. Ребята создают музыку в лучших традициях «аутентичного» жанра, но при этом отлично вписываются в российский музыкальный контекст, выпускают очень неплохие, музыкально и содержательно мощные альбомы, выступают на фестивалях и активно гастролируют по стране. И всё же их творчество пока остается в тени. Коллектив ещё относительно молодой, и у него многое впереди, однако «вакантные» места на рок-Олимпе занимают сегодня совершенно другие «новые герои» ,и это обидно. А ведь не скажешь, что в России не любят симфоник. Даже наоборот, западных грандов у нас принимают очень хорошо. А многие наши группы, пытаясь максимально приблизиться к импортным грандам, начинают петь по английски, порой толком не зная языка. Так почему бы нам не обратить внимание на наших соотечественников, уроженцев земли русской, играющих очень неплохой и правильный симфоник с сильными русскими текстами.

Setem Voices — Законы жизни

Зимовье зверей (бард-рок, Санкт-Петербург)


Фамилия Арбенин у большинства любителей рока вызывает неизбежные и стойкие ассоциации с солисткой группы Ночные снайперы. Когда произносишь имя Санкт-петербужского рок-поэта Константина Арбенина собеседник вполне вероятно задаст вопрос: «Это брат Дианы». Нет, не брат и не однофамилиц, а первый «фиктивный» муж. Когда начинающая Артистка Диана Кулаченко по приглашению своей подруги и партнерши по творчеству Светланы Сургановой приехала в Санкт-Петербург её нужна была питерская прописка и красивая фамилия. Помочь девушки вызвался друг Светланы, лидер группы «Зимовье зверей» Костя Арбенин. «Зимовье» и Снайпера» начинали свой путь «из одной точки» и примерно в одно и то же время. Сегодня «Ночные снайперы» входят в число самых популярных российских рок-групп, их песни звучат на радио и телевидении, лидер группы Диана Арбенина периодически появляется в музыкальных телепрограммах и получает «Золотые грамофоны». А что мы знаем о творчестве Константина? Я думаю, что многие из тех, кто любит творчество Дианы и группы «Ночные снайперы» не воспроизведут даже пары строк из какой-нибудь песни «Зимовье зверей». Моё знакомство с коллективом началось с песни «Джин и тоник». Песня, как сегодня говорят, «зашла» и долгое время занимала место в моём плеере. Потом я узнал, что лидер группы имеет отношение к становлению «Снайперов» которыми я тогда заслушивался. Послушав другие песни группы «Зимовье зверей» я оценил образный поэтический язык «истинно питерского» рок-поэта Кости Арбенина. Я ценю и уважаю творчество и Арбениной и Сургановой и одно время заслушивался их песнями, но искренне считаю, что стихи и песни Константина Арбенина достойны не меньшего внимания, и он несправедливо остался незамеченным на небосклоне русского рука. Он относится к числу тех музыкантов, чье творчество находится на стыке «авторской песни» и «русского рока» как такового. В его творчестве ощутимо влияние классической русской поэзии и продолжение «лучших традиций» отечественного бард-рока, заложенных Александром Башлачовым. СашБаш — так или иначе стал «иконой» для большинства «поющих рок-поэтов в нашей страны», он настолько самобытная и значимая фигура, что его невозможно с кем-то сопоставлять. И конечно «Зимовье зверей» по «творческому облику» несколько отличаются от легендарного Башлачова, но отрицать его влияние на творчество глупо отрицать. В некотором смысле Константина Арбенина можно считать второй по значимости фигурой в петербужском бард-роке. И тот факт, что его творчество осталось известным очень немногим делает Арбенина одной из самых недооцененных фигур в отечесвенном роке. Даже среди любителей поющей рок-поэзии о «Зимовье» знают и помнят далеко не все. Сегодня «Зимовье зверей» уже не существует. Коллектив распался в 2009 году, но сам Константин продолжает исполнять свои песни и гостралировать, давая камерные концерты и по сути являясь представителем рок-андеграунда.

Зимовье зверей — Джин и тоник

Бонус: Рада и Терновник (фолк-рок, арт-рок, Москва)

Как всегда составляя «пятерку» я долго размышлял о том, кого же стоит включить в этот список и не влез в регламент, групп о которых мне хотелось рассказать оказалось 6. Бонусом я представляю ещё один коллектив, который условно можно отнести к «недооцененным». Группа «Рада и терновник» является «одним из лидеров» и даже «флагманом» отечественного камерного, некоммерческого рока. Однако, я на собственном опыте убедился, что когда в музыкальном контексте упоминаешь имя «Рада» многим приходит на ум солистка группы «Бандерас», а после недавно прошедшей «Новой фабрики» вспоминают участницу этого проекта. В то время, как лично мне на ум сразу приходит Рада Анчевская, певица, которую я поставил на ВТОРОЕ место в списке лучших вокалисток России. Составлял я этот ТОП когда-то, ориентируясь не только на свой вкус, но и на объективные данные, и не признавать огромный вокальный талант Анчевской невозможно. Она обладает уникальным голосом, который можно характеризовать как «колоратурное сопрано». Вокал Рады специфичен, она никогда не поёт в середине, чередуя очень низкие и очень высокие ноты, что добавляет музыке определенной эстетики и шарма.

Музыка группы «Рада и Терновник», очевидно, не для широкого слушателя, а свою аудиторию и своё признание группа давно заслужила. По своему «статусу» и месту в российской музыке эта группа стоит ближе всего к тем, кого называл автор видео про «недооцененные группы». При всей специфичности творчества группы, в нём есть что-то притягательное. Кто-то, послушав одну-две песни, может сказать, что это «нытьё», но сама музыка располагает к тому, чтобы постигать её глубже и глубже. Она поражает особые эстетические чувства, а уникальный и узнаваемый образ коллектива навсегда остается в памяти, стоит только соприкоснуться с их творчеством.

Рада и терновник — Саламандра

Естественно, можно вспомнить ещё многих артистов из мира отечественного рока в той или иной степени недооцененных и незаслуженно обделенных вниманием, но у меня не было цели назвать всех или даже выделить «наиболее недооцененных». Да и сам формат рубрики ограничивает содержание пятью именами. Возможно, когда-нибудь выйдет второй выпуск «Великолепной пятерки» на эту же тему.

https://anatolyyagodkin.livejournal.com/26379.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading…

Leave a comment

Ваш e-mail не будет опубликован.