МузЛит. Стравинский. Весна священная

Весна священная — балет Игоря Стравинского. Премьера балета состоялась более 100 лет назад и, пожалуй, до сих пор является самой известной и самой скандальной премьерой балета в истории.


Действующие лица
Избранная
Старейший-мудрейший
Бесноватая
Юноша
Старцы, юноши, девушки

Сюжет
Древнее языческое славянское племя проводит весенний ритуал оживления земли.
Утром племя собирается вместе, начинаются веселые игры и пляски, молодежь веселится, водит хороводы. Приходят старцы со Старейшим-Мудрейшим во главе, совершается обряд поклонения земле. Старейший-Мудрейший целует землю, после чего племя срывается в дикий танец и выплясывает землю.

Ночью девушки танцуют в кругу, и в танце выбирается одна — Избранная — великая жертва. Она несет почетную миссию: представ перед богами, она будет заступницей племени. Девушки танцуют ритуальный танец вокруг нее. Появляются старейшины, все становятся в круг вокруг Избранной. Ритуал требует, чтобы она танцевала великую священную пляску до изнеможения, пока не умрет. Девушка погибает, старейшины поднимают ее, и на этом балет заканчивается.

Структура балета

Часть I. Поцелуй земли

Вступление
Весенние гадания. Пляски щеголих
Игра умыкания
Вешние хороводы
Игра двух городов
Шествие Старейшего-Мудрейшего
Поцелуй земли (Старейший-Мудрейший)
Выплясывание земли

Часть II. Великая жертва

Вступление
Тайные игры девушек. Хождение по кругам
Величание избранной
Взывание к праотцам
Действо старцев — человечьих праотцов
Великая священная пляска (Избранница)

1913 год, Париж. Нужно понимать, какое это было время: время индустриализации, развития технологий и стремительного прогресса.
Электрификация, телефоны, автомобили и самолеты; зарождается радиовещание, еще совсем молод кинематограф. Корсет наконец начинает сдавать позиции в женской моде, а в мире изобразительного искусства появились Пикассо и Малевич. Геополитики активны, но Франц Фердинанд пока жив.

Действие разворачивается во Франции, на родине Дебюсси, Сати, Равеля, во время самого расцвета модернизма в музыке. Стравинского нередко ставят в один ряд с Дебюсси и Сати — и он по праву соседствует с великими импрессионистами: его «Жар-птица» и особенно «Петрушка» имели колоссальный успех как среди критиков, так и у публики. Дебюсси писал Стравинскому о балете «Петрушка»: «Вы пойдете намного дальше «Петрушки», это точно, но Вы можете уже сейчас считать эту вещь предметом своей гордости».

Вот как раз в «Весне священной» Стравинский и пошел намного дальше. 29 мая 1913 года в день премьеры «Весны» на сцене театра Елисейских полей совершались две революции: в мире музыки и в мире танца.

Зрители оказались настолько не готовы услышать музыку Стравинского (которую и сегодня большинство находит очень непривычной, а в начале ХХ века это новаторство вообще мало кто понимал) и увидеть хореографию Нижинского, что начали кричать, свистеть, топать ногами — они подняли такой гвалт, что танцоры не слышали оркестр, который играл тут же в яме, буквально у них под ногами. Нужно отметить, к тому же, что это был не обычный, но очень большой оркестр: Дягилеву заплатили более чем щедро за предстоящий сезон, и он предложил Стравинскому писать для большего, чем обычно, оркестра; представьте себе, какой должен был стоять шум, чтобы перекричать оркестр! Нижинский — балетмейстер — из-за кулис выкрикивал цифры в такт музыке, чтобы танцоры не сбились и продолжали танцевать. Делал он это, стоя на табурете и наклонившись вперед насколько возможно, а Стравинский, разгневанный реакцией публики, удерживал его за полы фрака, чтобы тот не покатился кубарем на сцену.

Балет «Весна священная» был коллаборацией четырех гениев: совместно работали композитор Игорь Стравинский, импресарио Сергей Дягилев, балетмейстер Вацлав Нижинский и художник Николай Рерих. Премьеру ждали с нетерпением: две предыдущие совместные работы Стравинского и Дягилева, «Петрушка» и «Жар-птица», были приняты очень хорошо.

Игорь Стравинский
Игорь Стравинский — композитор без формального музыкального образования, ученик Римского-Корсакова. Приобрел мировую известность, написав балет «Жар-птица» для «Русских сезонов» по заказу Дягилева.
В «Весне священной» он уходит в авангард, в экспрессионизм. Это революция: новый звук, новое видение мелодии, новое обращение с ритмом.

Здесь вы не услышите ласковых бризов, радостных трелей и арфовых журчаний молодых ручьев; это не та весна, когда солнце мягко улыбается порхающим бабочкам и распускаются нежные бутоны. Нет, своей музыкой Стравинский рисует совсем другую картину: мощь земли, борьбу за выживание, «убей или будь убит»; его весна вырывает жизнь из окоченевших лап мертвой зимы и требует жертвоприношения. Если там и есть цветы, то это шипастые, свирепые растения, готовые перегрызть горло ради выживания.

Главная черта музыки: ритм. Бешеный, непредсказуемый, постоянно меняющийся. Композитор активно использует триоли, синкопы, ферматы. Единственный сольный танец в балете, «Великая священная пляска», во время которого погибает избранная девушка, подчиняется настолько нерегулярному ритму, что даже сам Стравинский говорил: «Я сочинил этот танец, я могу его сыграть, но я понятия не имею, как его записать!»

Характерные черты музыки:
элементы «народной» музыки — мелодии, отличающиеся повторением и базирующиеся на малом количестве звуков;
одновременное проигрывание двух аккордов, не обязательно диссонансных по отдельности, но дающих, часто очень резкий, диссонанс в совместном звучании;
мелодия проигрывается двумя нотами, создающими диссонанс;
Стравинский часто пользуется приемом повторения, иногда доводя его до остинато, и не стесняется совмещать два остинато, даже (или особенно) с разными ритмами звучания;
мелодия, которая начинается как аккомпанемент.

Сергей Дягилев
Сергей Дягилев прославился как импресарио и основатель «Русского балета Дягилева» и организатор знаменитых «Русских сезонов» в Париже. Он организовывал оперные и балетные выступления русских артистов за границей, нанимал композиторов, хореографов, художников. В частности, художниками для него работали в том числе Пикассо, Коко Шанель, Матисс. С ним работали такие величайшие танцоры балета как Вацлав Нижинский и Анна Павлова, Нижинский работал с ним и как танцор, и как хореограф. Среди множества композиторов, чью музыку он использовал, были Прокофьев, Дебюсси, Равель.

Дягилев был талантливейшим импресарио, он знал, как заинтересовать публику, и как правильно составить программу. В программе в день премьеры, кроме «Весны», было три других вещи. Открывали программу «Сильфиды» Шопена — классическая вещь с привычной и приятной уху музыкой, воздушными девушками в легких длинных юбках и грациозным юношей. За ними шла премьера «Весны священной», публика уже знала автора музыки по предыдущим работам. Следующим номером был «Призрак розы», один из самых полюбившихся публике балетов Русского балета Дягилева, партию Розы танцевал непревзойденный Нижинский. Завершала программу еще одна классическся и любимая всеми вещь — «Половецкие пляски» на музыку Бородина. Таким образом, необычный новаторский балет помещался между лиричных, полюбившихся произведений, и Дягилев предвкушал реакцию зрителя на такой резкий контраст, он надеялся растормошить и шокировать публику. Ему это, несомненно, удалось.

Где остальные увидели провал, Дягилев увидел успех. Будучи отменным дельцом, он прекрасно понимал, что скандальная премьера послужит отличной рекламой. «Это именно то, чего я хотел,» — удовлетворенно заявил он после концерта.

Николай Рерих

Художник, археолог, эксперт по славянской культуре. Создал декорации и костюмы для балета, считается автором либретто. Стравинский позже утверждал, что идея балета пришла к нему во сне; по другой версии, автором либретто был Нижинский. Рерих же возмущенно заявлял, что автором либретто был именно он, и что он получил за это свой гонорар. По словам гарвардского профессора музыки Томаса Форреста Келли, так и было, и это известно из переписки между Рерихом и Стравинским. Рериху принадлежала идея, Рерих написал либретто; он писал Стравинскому, какие сцены будут в балете, и в соответствии с этим Стравинский писал музыку.

Человек, знавший больше чем кто-либо о древней славянской культуре, очень ясно представлял, как все происходило или могло происходить. Декорации не сохранились, но есть несколько набросков Рериха, дающих представление о некоторых декорациях и о занавесе между действиями. Сохранилось несколько оригинальных костюмов, о которых эксперты сегодня говорят, что они выглядят очень аутентично.

Вацлав Нижинский
Величайший танцор балета своего времени. О своих высоких и длительных прыжках он говорил: «Я просто подпрыгиваю в воздух, остаюсь там так долго, сколько нужно, и возвращаюсь назад.»

Дягилев и Нижинский были любовниками, и незадолго до постановки «Весны» Дягилев назначил Нижинского главным хореографом. Нижинского-танцора публика боготворит, он царь сцены и человек-птица, творящий невозможное. К Нижинскому-балетмейстеру, однако, отношение настороженное. Публика была недовольна назначением: Дягилев должен был оставить главным хореографом Михаила Фокина, вместо того чтобы идти на поводу у страсти.

«Весна» — не первая работа Нижинского как хореографа, к тому моменту он уже поставил два других балета для Дягилева: «Послеполуденный отдых фавна» и «Jeux» («Игры»), оба на музыку Дебюсси. Обе работы были достаточно скандальными. Новаторские для балета позы и движения не в каждом сердце нашли отклик, к тому же их упрекали в непристойности.

В «Весне священной» Нижинский решил отвергнуть все, что было характерно для балета. Чего ждет зритель от балетной постановки? Зритель ожидает увидеть сольные номера, дуэты с поддержками, красивые руки, легкие прыжки, невесомые позы. Нижинский же разворачивает стопы танцоров носками внутрь, так что они теперь косолапят, руки насколько возможно держит опущенными и прижатыми к телу. Танцоры топчутся толпой, а сольные партии практически отсутствуют. Прыжки тяжелые, на прямых ногах, носки не тянутся, движения напряженные — все сделано для того, чтобы танец смотрелся как можно более тяжелым и неуклюжим.

Несмотря на трудности с выражением мыслей и донесением новаторских идей до танцоров, с которыми столкнулся Нижинский, ему удалось создать сложную, необычную, прекрасную хореографическую композицию — которую, к сожалению, современники не оценили. Тяжеловесность актеров, угловатость движений указывали на первобытность героев, передавали идею жизни-выживания; это племя, где все заботы направлены на продолжение рода, тут не до высоких материй. На мой взгляд, ему это блестяще удалось. Сольный танец жертвы великолепен: отчаяние, решимость и безысходность читаются безошибочно. В целом, на мой взгляд, хореография идеально сочетается с музыкой.

Звучание
Как упоминалось выше, произведение написано для большого оркестра — большего, чем обычно: владелец театра Елисейских полей был очень щедр с Дягилевым, и тот подначил Стравинского написать балет для большого оркестра. Стравинский так и сделал. Некоторые могут подумать, что одна и та же партия стала исполняться большим количеством музыкантов — но нет, на самом деле дополнительные музыканты исполняли отдельные партии, что сделало музыку более глубокой и позволило композитору добавить еще больше диссонансов 🙂

Это чрезвычайно сложное произведение, и музыкантам было очень сложно его исполнять. Неудивительно: постоянные скачки ритма, сплошные диссонансы, да к тому же сосед может играть ровно ту же мелодию, что и ты, но на полтона ниже… Дягилеву посчастливилось иметь в своем «Русском балете» блестящего дирижера Пьера Монтё, который, хотя и не любил «Весну», имел превосходный слух, выдержку, работоспособность, благодаря чему смог свести все многочисленные партии вместе и заставить оркестр звучать так, как того хотел Стравинский.

«Весна священная» начинается со звуков фагота — но это звуки, которые никто не может узнать. Помните, как звучит фагот? В прошлый раз мы слушали «Петю и волка» Прокофьева, там фагот исполнял партию Дедушки. Фагот звучит низко, тягуче, вот так:

В «Весне» Стравинского фагот неожиданно начинает звучать в верхнем регистре. Сегодня фаготисты умеют это делать, но в то время это очень ново и непривычно — настолько, что зрители не могут опознать инструмент. Вот послушайте вступление, вначале играет только фагот, потом к нему постепенно добавляются другие инструменты. Правда ведь, очень отличается от Дедушки?

На премьеру «Весны» пришли подготовленные люди. Случайных зрителей в то время в том месте оказаться не могло. Это была публика, которая видела предыдущие сезоны, знала Нижинского и понимала, что он может удивить не только как исполнитель, но и как хореограф (еще не успел стереться из памяти его игривый фавн и игры втроем); публика уже слышала более ранние произведения Стравинского и знала, что это будет совсем не «Вальс цветов». Дягилев, конечно же, провел обширную рекламную кампанию, подогревая интерес и сообщая, что такого зрители еще не видели, что это будет нечто!

Дягилев, предвидя скандал, предупредил танцоров, чтобы они не останавливались ни при каких обстоятельствах, и просил Монте (дирижера), чтобы оркестр продолжал играть, что бы ни случилось. Это было нечто, как Дягилев и предсказывал: зрители кричали, смеялись, шумели и даже устроили драки; исполнители довели выступление до конца, раздавленные, сдерживая слезы.

Почему же публика так отреагировала? Мы никогда не узнаем. Возможно, это реакция на музыку, возможно — на хореографию и неуклюжих косолапых танцоров; может быть, зрители возмущались тем, что Нижинский стал балетмейстером «через постель», или это была заказная акция конкурентов.

Мое непрофессиональное мнение: зритель был просто не готов к двойному удару. Может быть, если бы это была только музыка без танца или, наоборот, та же хореография, но не такой откровенно авангардный звук, реакция была бы не такой острой. А тут совершенно новое звучание сопровождается более чем странным и не соответствующим эстетическим канонам танцем — вот народ и не выдержал. Плюс необычные костюмы Рериха, плюс любовная история Нижинского и некрасивая отставка Фокина…

После скандальной премьеры «Весну» показали в том же сезоне в Париже еще несколько раз, уже без такой болезненной реакции, но и без успеха. После сезона в Париже у «Весны» был сезон в Лондоне, а потом хореография Нижинского не исполнялась вплоть до недавнего времени. Вот балет с восстановленной хореографией Нижинского (начинается на 4:36):

Через год после премьеры, когда страсти улеглись, «Весна священная» исполнялась как произведение для оркестра и имела огьушительный успех. Она стала популярным концертным произведением, и Стравинский «изменил показания», чтобы быть в глазах публики единственным автором. Если в год премьеры он говорил, как талантлив Нижинский и как гениальна его хореография, то позже он начал высмеивать работу Нижинского и его самого, заявляя, что хореограф не понимает ни музыку, ни хореографию, что танец никак не согласован с музыкой, и т.п. Также он говорит о том, что идея «Весны» принадлежит ему — правда, в разных интервью он сообщает о разных путях рождения этой идеи, и противоречит сам себе.

Как бы то ни было и кто бы ни был автором идеи, без сомнения, «Весна священная» — шедевр и как музыкальное произведение, и как балет с хореографией Нижинского. Как бы ни избита была эта фраза, «Весна» опередила время. Стравинскому повезло застать признание своего детища; жаль, что Нижинскому это не было дано.

https://aussiesh.livejournal.com/97883.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading…

Leave a comment

Ваш e-mail не будет опубликован.