Гармония музыкальных струн

Масло, 70*140. Картина входит в серию «Symphony of life»

«…Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию…»
(Пушкин. «Моцарт и Сальери»)

Всем известно, что звук – это упругие колебания воздуха. В музыке нашли признание звуки частотой примерно от 50 до 8000 колебаний в секунду. Таков музыкальный диапазон. И прежде всего его надо рассечь на промежутки, интервалы. Не сделав этого, невозможно придумать никаких нотных символов, невозможно даже настроить музыкальные инструменты.

Музыкальная гамма, используемая сегодня в мире, берёт своё начало в учении Пифагора — греческого философа, который первым стал открыто преподавать принципы, ранее скрываемые в стенах храмов Египта, Халдеи и Индии. Ноты этой гаммы основываются на фундаментальных отношениях целых чисел до десяти, и для создания полной гаммы нужна струна или «проволна» произвольной длины, оба конца которой закреплены так, что она оказывается натянутой — подобно струне гитары или скрипки. 

Фундаментальная гармония природы — октава

Если натянутую струну задеть, она произведёт свой основной тон, зависящий от её длины. Если затем поместить палец на середине струны, то при возбуждении любой из её половин будет извлекаться более высокий звук, частота которого окажется в 2 аза больше частоты основного тона — этот интервал и называется октавой. 

Если же прижать струну в точке, отмечающей 2/3 её длины, получится уже 2 ноты, отстоящие друг от друга на октаву. Если продолжить разделять каждую из этих частей струны в таком же точно отношении 2/3, будут получаться всё более высокие ноты, каждая из которых будет гармонически отвечать предыдущей и последующей. На 13м шаге цикл завершается, и снова можно услышать исходную ноту (хотя она будет звучать слегка фальшиво)). 

Полный цикл охватывает 7 октав. Чтобы теперь собрать все 12 нот, (а также тринадцатую, которая завершает одну октаву и начинает следующую) в единую октаву, нужно только удваивать длины отрезков струны, тк каждое удвоение снижает ноту на октаву, не меняя её основного тона. 

Этот хроматический звукоряд древних гармонически резонирует с золотой спиралью внутреннего уха человека и всего тела в целом. 

Описываемый звукоряд представлен белыми и чёрными клавишами современного пианино, но тут есть один нюанс. Дело в том, что между 13й нотой, такой, как её находили древние музыканты, и той нотой, что получается простым удвоением, наблюдается небольшое различие в частоте — всего 1, 34%. Древние цивилизации знали об этом расхождении и называли его «запятой Пифагора». Когда в 18 веке стали появляться оркестры, трудности, возникающие при попытках одинаково настроить множество разных музыкальных инструментов, привели к тому, что в конце концов был принят так называемый равномерно-темперированный строй, используемый до сих пор, в котором расхождение, представленное «запятой Пифагора», поровну распределено по всем 12 тонам, так что 13я нота оказывается отстоящей от первой на идеальную октаву (удвоение струны). Хотя это нововведение было практически полезным, оно увело от музыкальной гармонии, с которой естественным образом резонируют наши тела. Однако сегодня люди заново открывают для себя древние ритмы и терапевтическую природу музыки, стремясь с её помощью достичь гармонии и целостности.

https://lana-artifex.livejournal.com/36547.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading…

Leave a comment

Ваш e-mail не будет опубликован.