Во главе оркестра

В Фейсбуке возник интересный разговор, к которому автор поста меня как-то не приглашал, но другие участники просили высказаться.
Я выскажусь здесь, потому что нужно выкладывать много картинок, а для формата ЖЖ это привычнее.

Вопрос от Ekaterina Pospelova был таков:

Что, все-таки, происходило с мизансценой дирижера в первой половине XIX века?
Знаю, что до конца ХVIII века дирижера совсем не было, а за него работали концертмейстеры — скрипачи, виолончелисты или клавиристы, а то и все вместе.

Что потом — он возник, освобожденный, как партработник.
И что — полвека простоял лицом в зал?
И где стоял? По центру?
(Потому что в киношках всегда враньё — стоит такой Моцарт у Формана и машет руками перед оркестром — попой к курфюрсту. И про Бетховена всегда лажа — сидит великий глухой спиной к залу, а Каролина Унтер ему суфлирует из-за кулис.Смайлик «smile»
)…
Но неужели Бетховен дирижировал вот так: физиономией в зал, как дурак?
Лопатками, что ли, шевелил? или чем? Смайлик «smile»
Не показывая вступлений, не укоряя киксанувших страшными глазами, — а только темпы отмахивал?
И глупо улыбаясь залу?
Есть ли какие картины, может быть, или гравюры, где это запечатлено?

Отвечаем: да, картинки такие есть.
Но почему-то считается хорошим тоном не читать того, что пишут музыковеды — практики, разумеется, выше этого.
Ладно бы, не читали доморощенных специалистов, однако пренебрегать немцами, по-моему, всё-таки не стоит.

Выходила в покойной ГДР такая прекрасная и очень познавательная серия Musikgeschichte in Bildern. Это не «История музыки в катинках», и собрание изобразительных материалов, касающихся истории музыкальной практики.
Один из томов этой серии называется «Концерт». Составил его Генрих Шваб. Там не только иллюстрации, но и подробные пояснения с историческими экскурсами.
Серия эта есть в библиотеке Московской консерватории, только, повторяю, ею почти никто не пользуется.
Мне было очень недосуг глубоко вникать в историю вопроса, но кое-что я всё-таки нащёлкала. Прошу не считать это пиратством, я — ради просвещения.

Итак: бал в честь дня рождения принца Вильгельма III Оранского. Гаага, 1686.
Дирижёр — ЕСТЬ. Он ни на чём не играет, а дирижирует свитком нот и следит по партитуре. Стоит лицом к публике. Оркестр по бокам от него.

Едем дальше. 18 век, ранняя классика. Франц Ксавер Рихтер за дирижированием. Та же картина. Свиток в руке, партитура перед глазами, Рихтер машет, стоя лицом к публике.

Вена, 1808 год. Исполнение «Сотворения мира» Гайдна в зале Венского университета — последнее появление Гайдна на публике.
Дедушка в кресле на первом плане, оркестр и хор на сцене.

Исполнением руководили очевидно двое: маэстро за фортепиано и концертмейстер (он стоит справа). Певцы-солисты, тенор и бас, стоят у пюпитров, сопрано сидит.

Ещё раз взглянем на композицию. Дама пытается укрыть шалью ноги озябшего Гайдна. Рядом с дамой (уже не княгиней ли Эстергази?) — князь Лобковиц (он хромал и ходил с палочкой). Считается, что человек в коричневом плаще справа — Бетховен (он там точно был, причем поблизости от Гайдна). Черты лица различить трудно, но что-то есть. И — да, маэстро в тот период носил бакенбарды.

Относительно дирижирования Бетховена картинок не существует, но имеются описания. Он дирижировал без инструмента и, скорее всего, даже без свитка, только руками, причем сильно жестикулировал и всем телом изображал нужные ему нюансы. Эта манера некоторых забавляла, а некоторых удивляла. Даже родной племянник писал ему, что никогда не видел, чтобы так дирижировал кто-то ещё.

По-моему, в замечательном фиьме BBC «Eroica» очень точно показан этот момент перехода от концертмейтерского дирижирования (Антон Враницкий) к авторскому (Бетховен). Поначалу Бетховен не вмешивается (а у Враницкого нет перед глазами партитуры, он руководит оркестром по своей партии), постепенно начинает что-то показывать, и наконец берёт руководство на себя.
Ещё нет никаких правил, но Бетховен их создаёт и выстраивает интерпретацию, а не просто отбивает такт.

Дирижирование первым скрипачом — обычное дело для начала 19 века и даже позже.

Обратим внимание: дирижёр-скрипач пока ещё стоит лицом к залу.
Концерт в Парижской консерватории, 1843.

Если составы были очень большими (а в 19 веке такое любили), то дирижеров могло быть аж целых три.
И все тоже — лицом к залу. Это исполнение «Сотворения мира» в зале Венского общества любителей музыки, 1843.

Лондон, тоже 1843. Концерт в музыкальном зале на Ганновер-сквер.

Луи-Антуан Жюльен дирижирует оркестром в театре Ковент-Гарден, 1846.

А это Лист в сутане аббата — гораздо позже, в 1865 году.

Ну, и самое забавное: дамский оркестр из Германии. 1873 год, Дама-дирижёр, Карл!
А манера и диспозиция, как при дедушке Гайдне.

http://cleofide.livejournal.com/927762.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading…

Leave a comment

Ваш e-mail не будет опубликован.